Статьи |
Расписание |
Ха-хасана |
Словарь |
О моем пути в йогеУвлечение йогой началось ещё в 1965 году. Я тогда только вернулся из армии и вновь привыкал к гражданской жизни. Как-то весной гулял в лесу. Вот тогда я встретился со своим первым учителем. В неспешном разговоре по ходу сбора подснежников выяснилось, что он офицер в отставке, долгое время был в восточных районах страны, где и обучился отдельным упражнениям йогов. Более 20 лет выполняет стойку на голове, периодически голодает и давно не ест мяса. Это был пожилой человек с высоким лбом и пронзительным взглядом чуть прищуренных глаз. Удивляла какая-то детская простота в обращении. Он сразу заговорил о волнующих меня проблемах. Его внутренняя сила, логика убеждения действовали притягательно. Говорил пылко и горячо. Чувствовалось, что убеждать людей — его жизненная установка. В первый же вечер он предложил: ложись на пол и подтяни ноги, теперь забрось их за голову. И я, как был в солдатских сапогах, лёг на пол, поднял ноги, таз коснулся носками пола у себя за головой. — Всё, довольно, — сказал он, теперь медленно займи исходное положение, полежи немного и вставай. Ну что, почувствовал, ведь правда, действует? Прислушиваюсь к своим ощущениям и замечаю какую-то необычную свежесть в голове. «Э, — подумал я, — это не шутки, кажется, действительно, действует». И, наверное, именно с этого мгновения начался отсчёт моей дружбы с йогой. Потом приходил к нему не раз. Смотрел книги, беседовал. Как-то взял перевод работы С. Ессудина «Хатха-йога и здоровье». Читал, знакомился. Не всё понимал. Не всё мог объяснить и Михаил Маркович. Слишком необычным было это. В физические упражнения я поверил. Остальное казалось анахронизмом, особенно рассуждения о Космическом Сознании, о Пране, о какой-то таинственной Кундалини. Интерес был. Но заняться этим в плотную всё как-то не получалось. Однажды на встрече с единомышленниками стал свидетелем демонстрации поз. Стройный человек средних лет, раскинув руки и расставив ноги, медленно, очень медленно, делал наклоны в сторону, касаясь пола ладонью. Это была Триконасана — одна из поз Хатха-йоги. Поразила не столько сама поза, сколько техника исполнения. Слишком непривычной была именно эта плавность движений, как при замедленной съёмке. Я ощутил какое-то волнение и даже душевный трепет, что бывает, когда становишься невольным свидетелем чего-то таинственного и захватывающего. Уходил под сильным впечатлением. Хотелось побыстрее добраться домой и попробовать всё самому. Отрабатывать позы начал перед зеркалом. В дальнейшем убедился в пользе такого самообучения, позволяющего корректировать положения тела, сравнивая их со врезавшимися в память. Это заметно ускоряло усвоение упражнений. С трудом давались позы равновесия. особенно поза «дерева». Сказывались нетренированность вестибулярного аппарата и закрепощённость коленных суставов. Но тем большей была радость первых маленьких побед. На удивление очень быстро, буквально через две недели, пришла способность держать равновесие, стоя на одной ноге. «Лотос» оказался крепким орешком, и я решил, что он пока не для меня. Тренировался ежедневно около часа. Не знаю, что заставляло так немилосердно ломать себя. Гибкости не было совсем. Не мог, сидя сидя на стуле, закинуть ногу за ногу — это было неудобно. Нагнувшись из положения стоя, свободно не доставал руками пола. Нужно было приложить усилие, согнуться рывком. О боковых наклонах и скручивании позвоночника и говорить не приходилось. Выполнял различные облегчённые позы и несколько основных. И всё же ощутил эффект. Пропала сонливость. Начал всё успевать. Сравнивал своё прежнее состояние с новым: активность возросла в три раза. Полгода регулярных тренировок превратили меня в другого человека. Но дались мне эти месяцы нелегко. Две тренировки в день: утром минут 25-30 и вечером около часа. Оставался на работе и успевал до лекций в университете позаниматься. В воскресенье уделял этому ещё 2-3 часа. По теперешним моим понятиям 1,5 часа в день не так уж и много. Но тогда для физически не подготовленного молодого человека, ценящего застолье и вечеринки с девочками, это было немало. Занимался обычно в одних плавках, потому что вначале сильно потел. Примерно через год потоотделение прекратилось. Сошёл лишний вес. Интересно, что годовой период «вхождения» в йогу и аналогичные явления (снижение аппетита, потоотделение) оказалось характерным для многих. Вспоминаю энтузиастов йоги, с которыми сталкивала судьба, и с горечью осознаю, что очень не многим удалось преодолеть первые затруднения, характерные для самостоятельного освоения Хатха-йоги по учебникам. всё там написано правильно, но очень часто без учёта различия между сознанием современного европейца и состоянием ума,свойственного людям востока. Поэтому европеец многое не воспринимает. Он начинает экспериментировать, домысливать написанное. Отсюда ошибки, срывы в конечном итоге — отказ от попыток овладеть Хатха-йогой. Сейчас понимаю, что моя вовлечённость в йогу была односторонней. Любую информацию о гимнастике йоги впитывал жадно и сразу пробовал на себе. Но всякую прочую «экзотику» не воспринимал и довольно воинственно. Абсолютно непонятными казались эксперименты с питанием и голоданием. «Какое отношение это имеет к йоге? — думалось тогда. — Организм сам возьмёт из пищи всё, что ему нужно, и ни к чему эти ограничения: отказ от мяса, питание пророщенной пшеницей и т.д.». Ненужными считал и гигиенические упражнения, а морально-нравственные запреты казались не стоящими внимания. Упражнения давали искомый результат: свежую голову, энергичность, крепкое и гибкое тело. И трудно было понять зачем нужно делать ещё что-то, если и так хорошо. Но время шло, появилась новая литература и под её влиянием расширились представления о йоге. В 1973 году вышла книга Ю. С. Николаева «Голодание ради здоровья». Она сильно изменила моё отношение к проблемам питания. Тогда и попробовал голодать и после трёх дней получил такой силы эффект, с которым были не сравнимы результаты тогдашней моей йоготренировки. Самое удивительное — исчезли нарушения самочувствия. Асаны пошли легко, удовлетворение от них всё нарастало. Так открыл для себя истину: физическим упражнениям должно предшествовать очищение тела. Йоги добиваются этого, соблюдая кратковременные посты и специальную диету, а также выполняя гигиенические процедуры. Рос эффект тренировок, менялось отношение к пище. Отчётливо осознавалась порочность практикуемой системы питания (макароны, соленья, мясо, сладости). В срочном порядке разыскал литературу по различным диетическим концепциям, внимательно её изучил. Многое дал полугодовой опыт чистого сыроедения. Сбросил вес. Почувствовал истинный вкус пищи. Основательно «почистился». Именно в этот период вырос интерес к йоготренировке. Стало получаться то, о чём раньше и помышлять не мог. Появились некоторые эффекты сверхчувственного восприятия, окружающий мир, и особенно природу, стал видеть совсем иначе. Предугадывание событий, интуитивное понимание людей воспринимались как вполне естественное. Очень успешными оказались опыты по бесконтактному массажу. Если бы не сыроедение, вряд ли возникла бы потребность в освоении дыхательных упражнений. Пробовал выполнять их и раньше , но не регулярно. Да и понять не мог, зачем они нужны. В утверждения йогов об исключительной пользе Пранаямы верил с трудом. Поверил, лишь почувствовав. По мере ужесточения требований к питанию, перехода к сыроедению дыхание становилось всё реже и поверхностнее. Такая зависимость меня заинтересовала. Решил возобновить попытки освоить Пранаяму. Регулярная практика Пранаямы на фоне сыроедения привела к дальнейшему изменению глубины рисунка дыхания. В следующие годы чётко осмыслил связь между питанием, упражнениями и дыханием. Я шёл традиционным для Запада путём: много упражнений и мало гигиены. И лишь через 10 лет понял, что без Крийя практик никак не обойтись. Наглядный пример новичков окончательно убедил в этом. Они с первых же дней меняли диетический режим, выполняли ряд гигиенических очистительных процедур и усвоение Хатха-йоги у них шло в 5-10 раз быстрее, чем когда-то у меня. Им нужны были не годы, а месяцы для развития гибкости, снижения массы, овладения сложными упражнениями. Так постепенно вызревала мысль о необходимости комплексного подхода: упражнения, диета, параллельно освоение гигиенических процедур и лишь затем дыхание. Пока тело и ум не будут очищены, форсирование, как правило, приводит к неудаче. На своём опыте убедился, что благодаря йоге человек полностью овладевает эмоциональной сферой. Нет, он не становится бесчувственным, а умеет управлять эмоциями. Отказавшись от зависти, злобы, ревности, гнева, можно обрести любовь к окружающим, стремление к бескорыстному приложению своих сил на общее благо, чувство единения с природой и др. Меняется психология личности: появляется уверенность в своих силах, выдержанность, коммуникабельность. Собеседник воспринимается как-то иначе. Если раньше пытался понять его со своих позиций, то теперь на проблему смотрю его глазами. Отсюда больше взаимопонимания, лучше контакт. В общении возрастает сила убеждения, что особенно заметно при регулярной Пранаяме. Многие считают, что добились успеха в йоге, если появились такие особые качества, как интуитивное предвидение хода событий, способность обходиться без часов и всегда точно знать время, наконец, овладение приёмами экстрасенсорной диагностики и целительства. Могу с уверенностью сказать: зависимость между занятиями йогой и появлением этих качеств действительно существует. Многолетние эксперименты в области целительства убедили, что целительное воздействие прямо зависит от состояния ума, психики и физического самочувствия целителя, от степени развития его тонких тел. Кто-то, имея развитое эфирное тело, успешно проводит бесконтактный массаж. Другой способный хорошо концентрироваться, использует ментальное тело, мысленно фиксируя образ здоровой ткани на месте, поражённой болезнью. Третий способ остановить развитие недомоганий силой бескорыстной любви (астральное тело). И всюду йога оказывается незаменимой. Она позволяет осознать природу и возможные механизмы экстрасенсорного воздействия. Даёт методы развития тонких тел человека, приёмы коррекции полевых структур (оболочки, чакры. каналы) пациента. Однако Учителя, указывая на неизбежность проявления качеств сверхчувственного восприятия, полевого целительства и других, называемых ими Самадхи, предупреждали о соблазне использовать их для самоутверждения и обогащения, об опасности отхода с пути духовного развития. Считалось, что истиным целителем может быть лишь тот, кто, поднявшись по лестнице духовной самореализации, осознал эту деятельность как предназначение. Мне понадобилось два года, чтобы окончательно отказаться от этого пути. Видимо, моё призвание в чём-то ещё. Приобретённые качества экстрасенса, развившись и не найдя активного применения в целительстве, тем не менее не угасли.Накопленный опыт контакта с окружающим нас океаном энергии, с удивительной силой. которая даёт начало всему живому, помогает в творчестве и деловой жизни. Итак, что мне дала йога, к чему привела? Отступили болезни: частые простуды, хронический фарингит, гайморит, гастрит и холецистит — букет, который не давал нормально жить. И если бы не это, вряд ли поменял бы спокойную, полную развлечений и удовольствий жизнь на полуаскетическое существование. По мере избавления от болезней и дальнейшего продвижения по пути йоги заметно возросла сила мысли. Появились легкость мышления, способность ясно изъясняться, готовность к продуктивному труду. Участие в научной работе, в области исследования экономики, однозначно доказало, что же лучше: потакать слабостям, нарушать режим и затем мучительно высиживать жиденькие фразы научного отчёта либо жить в режиме и трудиться с огоньком, со способностью проникать в суть явлений, ставить проблемы и находить пути их решения. Сегодня смешными кажутся некоторые начальные ошибки, блуждания, попытки привязать йогу к решению своих частных проблем. Понял, что йога — не подпорка для пошатнувшегося здания своего «Я», не пилюля разового применения, это стиль жизни, сама жизнь, путь по ней. |
||