Статьи |
Расписание |
Ха-хасана |
Словарь |
Хатха йога прадипикаГлава I. Асана.Шлока 1. Приветствуем тебя, славного изначального гуру Шри Адинатха, принёсшего людям знания хатха-йоги, которые освещают путь наверх для тех, кто желает подняться к наивысшему уровню йоги, к раджа-йоге. Шлока 2. Распростёршись сначала перед гуру, йог Сватмарама передаёт знания хатха-йоги только ради высшего состояния йоги (раджа-йоги). Шлока 3. Люди неспособны достичь высшего состояния раджа-йоги вследствие затуманенности (темноты), порождаемой различными идеями и понятиями. Сватмарама, исполненный состраданием, предлагает хатха-йогу, которая подобно факелу, рассеивает этот туман. Шлока 4. Йог Матсиендранатх знал хатха-йогу. Он дал её Горакхнатху и другим, и их милостью автор (Сватмарама) тоже узнал её. Шлоки 5-8. Шри Адинатх (Шива), Матсиендра, Шабара, Анандабхайрава, Чауранджи, Мина, Горакша, Вирупакша, Вилешайя, Мантхана, Бхайрава, Сиддхи, Буддха, Кантходи, Корантака, Сурананда, Сиддхипада, Чарапати, Канери, Пуджьяпада, Нитьянатх, Нираньян, Капали, Биндунатх, Какачандишвара, Аллатп, Прабхудева, Гходачоли, Тинтини, Бхануки, Нарадева, Кханда, Капалика. Шлока 9. Эти махасиддхи (великие учителя), победив время (смерть), странствуют по вселенной. Шлока 10. Подобно убежищу, защищающему от палящего солнца, хатха-йога защищает практикующего её от сжигающего зноя тапы (три типа боли — духовная, от воздействия окружающей среды и физическая). Как черепаха поддерживает весь мир, так и йога поддерживает тех, кто её практикует. Шлока 11. Хатха-йога является величайшим секретом йогов, желающих достичь совершенства. И действительно, чтобы быть плодотворной, она должна держаться в секрете; раскрытая она становится бессильной. Шлока 12. Практикующие хатха-йогу должны жить в одиноко в уединённом жилище и выполнять упражнения в месте, имеющем длину в размер лука (полтора метра), лишённом опасностей, связанных с камнепадами, огнём и водой. Место должно быть расположено в хорошо управляемом и добродетельном королевстве (стране, городе), где легко получить хорошую милостыню. Шлока 13. Вот описание помещения йога, как это предписано сиддхами для практикующих хатха-йогу. Помещение для садханы должно иметь маленькую дверь, без окон, отверстий и щелей и не быть слишком высоким или слишком низким. Оно должно быть чистым, хорошо обмазанным коровьим навозом, в нем должны отсутствовать животные и насекомые. Снаружи помещения должна быть открытая платформа с крытой соломой крышей; рядом должен быть родник или колодец; место должно быть окружено стеной (забором). Внешний вид помещения должен быть приятным. Шлока 14. Таким образом, проживающий в уединённом месте и освободившийся от мыслей (излишнего умствования), йог должен практиковать под руководством гуру. Шлока 15. Переедание, излишнее напряжение сил, болтливость, строгое следование правилам, пребывание в компании обычных людей и неустойчивость (переменчивость) ума — эти шесть (причин) разрушают йогу. Шлока 16(а). Намерение, упорство, способность различения, непоколебимая вера, бесстрашие и избегание компаний обычных людей — вот шесть (причин), которые принесут успех в йоге. Шлока 16(б). Несовершать насилия, быть искренним и честным, не воровать, придерживаться воздержания в сексе (будучи погруженным, в чистые состояния сознания), уметь прощать, уметь терпеть, уметь сострадать, быть смиренным, придерживаться умеренной диеты и соблюдать чистоту — вод десять правил поведения, выполнение которых способствует яме. Шлока 16(в). Тапас (аскетизм), быть всем довольным, верить в Высшее (в Бога), быть милосердным, поклоняться Богу, слушать чтение священных рукописей, быть скромным, обладать проницательным умом, повторять мантры (джапа) и жертвовать — вот десять соблюдений, способствующих нияме. Шлока 17. Об асане, прежде всего, говорят как о первой части хатха-йоги. Практикуя асану, человек приобретает устойчмвость тела и ума, свободу от недугов, гибкость конечностей и лёгкость тела. Шлока 18. Я продолжу описание некоторых из асан, принятых такими мудрецами, как Васиштха, и такими йогами, как Матсиендранатх. Шлока 19. Поместив обе ступни на внутренние стороны бёдер, сиди в равновесии с прямым телом. Эта поза — свастика (асана). Шлока 20. Расположи правую лодыжку рядом с левой ягодицей, а левую (лодыжку) — рядом с правой (ягодицей). Это гомукхасана, она напоминает морду коровы. Шлока 21. Помести одну ступню около (противоположного) бедра, а другую (ступню) под (то же самое) бедро. Это вирасана. Шлока 22. Плотно прижми к анусу лодыжки ног, направленные в противоположные стороны, и сиди в равновесии. Йоги называют это курмасаной. Шлока 23. Приняв падмасану, вставь руки между бёдрами и коленями, прочно размести ладони на земле и подними тело в воздух. Это куккутасана. Шлока 24. Сидя в куккутасане, соедини обе кисти на уровне плеч и ляг плоско на спину подобно черепахе. Это уттанкурмасана. Шлока 25. Удерживая большие пальцы ног кистями, тяни их к ушам, как бы сгибая лук. Это дханурасана. Шлока 26. Поместив правую ступню у основания левого бедра, левую ступню — рядом с правым коленом. Возьмись правой рукой за левую ступню, а левую руку проведи вдоль талии назад. Поверни всё тело влево. Это асана описана Шри Матсиендранатхом. Шлока 27. Практикование этой асаны (матсиендрасаны) увеличивает пищеварительный огонь до такой невероятной силы, что он является средством удаления болезней и поэтому средством пробуждения кундалини и приведения равновесия в бинду. Шлока 28. Вытяни ноги (впереди себя) на земле, как палки; согнись вперёд, ухвати большие пальцы ног обеими руками и положи голову на колени. Это пасчимоттанасана. Шлока 29. Пасчимоттанасана является одной из лучших среди асан. Под воздействием этой асаны пранический поток поднимается по сушумне, пищеварительный огонь возрастает, живот становится плоским, а практикующий освобождается от болезней. Шлока 30. Ляг на живот, положив обе ладони на землю (под телом) и локти по бокам от области пупка. Высоко подними тело, удерживая его как палку. Йоги называют эту позу позой павлина (маюрасана). Шлока 31. Маюрасана быстро устраняет все болезни и расстройства брюшной полости, а также недомогания, возникающие из разбалансирования слизи, желчи и ветра, способствует перевариванию нездоровой или обильной пищи, воспламеняет пищеварительный огонь и даже в состоянии разрушить калакуту (смертельный яд). Шлока 32. Ляг плоско на землю лицом вверх, подобно трупу. Это шавасана. Она удаляет усталость и даёт возможность уму (и всему телу) расслабиться. Шлока 33. (Всего) Шива учил восьмидесяти четырём асанам. Из них я сейчас опишу четыре наиболее важных. Шлока 34. Сиддхасана, падмасана, симхасана и бхадрасана — это четыре основные асаны. Из них самая удобная и самая лучшая — сиддхасана. Шлока 35. Прижми пятку одной ноги к промежности, а ступню другой ноги помести выше гениталий. Сделав это, опусти подбородок к груди. Оставаясь спокойным и уравновешенным и, контролируя органы чувств, пристально и неотрывно всматривайся в точку между бровями. Это взламывает дверь к освобождению. Это называется сиддхасаной. Шлока 36. Другие говорят, что сиддхасана — это когда помещают одну пятку над пенисом, а вторую — над первой. Шлока 37. Это называется сиддхасаной, другие знают её как ваджрасану, некоторые называют её муктасаной и, наконец, её зовут гуптасаной. Шлока 38. Так же, как умеренная диета является наиболее важной из ям, а ненасилие — наиболее важной из ниям, так и сиддхасана, как знают все сиддхи, является наиболее важной из асан. Шлока 39. Из всех восьмидесяти четырёх асан сиддхасана должна практиковаться всегда. Она очищает 72000 нади. Шлока 40. Йог, который медитирует на высшем Я, или на атме, принимает в умеренном количестве чистую пищу и практикует сиддхасану в течение двенадцати лет, достигает совершенства, или сиддхи. Шлока 41. Если совершенство достигается при помощи сиддхасаны, то какая польза от практикования многих других асан? Если поток праны стабилизирован, дыхание останавливается естественно (кевали кумбхака) и состояние «не-ума» (унмани) возникает само собой? Шлока 42. Таким образом, через овладение сиддхасаной три бандхи случаются сами собой. Шлока 43. Нет асаны, подобной сиддхасане, нет кумбхаки, подобной кевали, нет, мудры, подобной кхечари, и нет лайи, или растворения ума, подобной Наде, внутреннему звуку. Шлока 44. Положи правую ступню на левое бедро и левую ступню на правое бедро; скрести руки за спиной и прочно ухватись за большие пальцы ног. Прижми подбородок к груди и смотри на кончик носа. Эта поза называется падмасаной, разрушителем болезней йога. Шлока 45. Положи ступни на бёдра подошвами вверх, а кисти ладонями вверх — в середине паха. Шлока 46. Пристально смотри на кончик носа, удерживая язык прижатым к основанию верхних зубов, а подбородок — к груди; медленно поднимай прану вверх. Шлока 47. Это называется падмасаной, разрушителем всех болезней. Обычные люди не могут достичь этой позы, могут только несколько мудрых на этой земле. Шлока 48. (Сидя в падмасане), держа ладони одна над другой и подбородок на груди, концентрируй ум (читта) на Нём (на себе самом). Повторно вытягивай жизненный воздух вверх из анальной области и веди вдыхаемую прану вниз. (Объединяя таким образом две сущности), человек приобретает высшее знание посредством пробуждения шакти. Шлока 49. Йог, который, сидя в падмасане, вдыхает через входы Нади и наполняет их марутой, или жизненным воздухом, обретает освобождение; в этом нет никакого сомнения. Шлока 50. Помести лодыжки под мошонкой, правая лодыжка слева от мошонки, левая — справа. Шлока 51. Помести ладони на колени, растопырь пальцы, рот держи открытым и пристально гляди на кончик носа, сконцентрировав ум. Шлока 52. Это симхасана, весьма почитаемая величайшими йогами. Эта превосходная асана облегчает три бандхи. Щлока 53. Помести лодыжки под гениталиями по бокам промежности, левая лодыжка слева, правая лодыжка справа. Шлока 54. Затем крепко обхвати пальцами ступни, которые лежат «на боку», и оставайся неподвижным. Это бхадрасана, которая разрушает все болезни. Йоги, достигшие совершенства (сиддхи), называют её горакшасаной. Шлока 55. Таким образом, лучшие из йогов, будучи свободными, от утомления в практике асаны и бандх, должны практиковать очищение нади, мудр и пранаяму. Шлова 56. Асана, разнообразие кумбхак, практики, называемые мудрами, и концентрация на внутреннем звуке (Нади) составляют последовательность хатха-йоги. Шлока 57. Кто является брахмачари, принимает в умеренных количествах чистую пищу, является регулярным и настойчивым в йоге и отказывается (от привязанности к чувственным переживаниям), тот становится совершенным (сиддхой) через год. Шлока 58. Митахара определяется как приятная и сладкая пища, оставляющая желудок на одну четверть пустым и съедаемая (как подношение Шиве). Шлока 59. Пища, которая запрещена (для йогов): Горькая, кислая, острая, солёная; зелёные овощи (кроме предписанных), кислые каши, растительные масла, кунжут и горчица, алкоголь, рыба, мясо, творог, пахта, мелкий горошек, плоды ююбы, пирожные, приготовленные на масле, асафетида (растительная смола) и чеснок. Шлока 60. Не принимай нездоровую пищу, то есть такую, которая вновьразогрета после остывания, которая является сухой (не содержит натуральных масел), которая является избыточно солёной или кислой, несвежей или содержащей слишком много (смешанных) овощей. Шлока 61. Избегай огня, женщин и длительных путешествий. Поэтому Горкхнатх говорит: следует избегать плохой компании, сношения с женщинами, купания ранним утром, голодания и работ, которые вызывают боль в теле. Шлока 62. (Наиболее благоприятная пища для йога): хорошие крупы, пшеница, рис, ячмень, молоко, топлёное масло, жёлтый сахарный песок, сахар кристаллизованный, мёд, сушёный имбирь, патола (пряность из огурцов), пять овощей, фасоль и чистая вода. Шлока 63. Йог должен принимать питательную и сладкую пищу, смешанную с топлёным маслом и молоком; она должна питать дхату (основные компоненты тела) и быть приятной и подходящей. Шлока 64. Независимо от того, молод человек или стар, дряхл, болен или слаб, он может достигнуть совершенства во всех йогах путём практики. Шлока 65. Совершенство вытекает из практики. Без практики как это может случиться? Только чтением шастр никогда не достигнуть совершенства в йоге. Шлока 66. Ни ношение одеяния сиддхи, ни разговоры о практике (не приводят к совершенству). Только через применение практики человек становится сиддхой. Это истина без всяких сомнений. Шлока 67. Асаны, различные виды кумбхаки и другие просветляющие средства следует практиковать в системе хатха-йоги, пока не будет достигнут результат в раджа-йоге. |
||