Статьи |
Расписание |
Ха-хасана |
Словарь |
Хатха йога прадипикаГлава II. Шаткарма и пранаяма.Шлока 1. Упрочившись в асане, приобретя контроль (за телом) и принимая сбалансированную диету, практикуй пранаяму в соответствии с инструкциями гуру. Шлока 2. Когда прана движется, читта (ментальная сила) движется. Когда прана находится без движения, читта тоже находится без движения. Этим (неподвижностью праны) йог достигает неподвижности ума, поэтому ему следует сдерживать вайю (воздух). Шлока 3. Пока вайю (воздух и прана) остаются в теле, это называется жизнью. Смерть наступает тогда, когда они покидают тело. Поэтому сохраняй вайю. Шлока 4. Жизненный воздух не проходит в средний канал, поскольку Нади полны загрязнений. Как же тогда может возникнуть состояние унмани и как может прийти совершенство, или сиддхи? Шлока 5. Когда все Нади и чакры, заполненные загрязнениями, очищаются, тогда йог в состоянии сохранять прану. Шлока 6. Поэтому пранаяму следует выполнять ежедневно в саттвическом состоянии ума, чтобы загрязнения выводились из сушумны и нади и имело место очищение. Шлока 7. Сидя в баддха падмасане, йог должен вдыхать через левую ноздрю, задерживать дыхание, сколько сможет, а затем выдыхать через правую ноздрю. Шлока 8. Затем, вдыхая через правую ноздрю, он постепенно наполняет брюшную полость, выполняет кумбхаку, как и ранее, а затем полностью выдыхает через левую ноздрю. Шлока 9. Вдыхай через ту же ноздрю, через которую делался выдох, максимально задержи дыхание и выдохни через другую ноздрю медленно и без усилий. Шлока 10. Когда прана вдыхается через левую ноздрю, она должна выдыхаться через другую ноздрю. Когда она вдыхается через правую ноздрю, задержите её внутри, а затем выдохните через другую ноздрю. Тот, кто дышит таким образом через правую и левую ноздри поочерёдно, очищает все свои нади в течение трёх месяцев. Шлока 11. Задержку следует практиковать четыре раза в день: рано утром, днём, вечером, и в полночь, так чтобы число задержек постепенно дошло до восьмидесяти (за одно занятие). Шлока 12. Сначала появляется испарина, на средней стадии дрожь, на наивысшей стадии абсолютная неподвижность тела и остановка дыхания. Шлока 13. Вотрите выступивший пот в тело (выступивший при занятии пранаямой). От этого оно приобретёт упругость и уравновешенность. Шлока 14. На начальной стадии практики рекомендуется пища, состоящая из молока и топлёного масла. При установившейся практике в этих ограничениях нет необходимости. Шлока 15. Контроль над праной достигается в результате постепенной практики – подобно тому, как вы добиваетесь послушания львов, слонов и тигров. В противном случае практикующий разрушается. Шлока 16. При правильной практике пранаямы все болезни искореняются. При неправильной практике могут возникнуть любые болезни. Шлока 17. Икота, астма, кашель, головная боль, боль в ушах, резь в глазах и другие болезни обусловлены беспорядочностью протекания жизненных потоков. Шлока 18. Чтобы были достигнуты совершенства, или сиддхи, необходимо искусно вдыхать, выдыхать и задерживать вайю. Шлока 19. Внешние признаки показывают, когда нади прочищены. Успех является определённым, когда тело становится худощавым и излучает энергию. Шлока 20. Когда практикующий способен удерживать вайю по своему желанию, пищеварительные способности возрастают. Когда Нади прочищены, пробуждается внутренний звук, или нада, и человек свободен от болезней. Шлока 21. Тот в ком жир или слизь избыточны, должен выполнять шаткарму (шесть очищающих техник) прежде (пранаямы). Другим, в которых доши, то есть слизь, ветер и желчь, сбалансированы не обязательно делать их. Шлока 22. Дхоути, басти, нети, тратака, наули и капалабхати; это известно как шаткарма или шесть очищающих процедур. Шлока 23. Эти практики шаткармы, которые очищают тело, являются секретными. Они дают множество чудесных результатов и очень высоко ценятся выдающимися йогами. Шлока 24. Полоска мокрой ткани в три дюйма шириной и полтора метра длиной медленно заглатывается, а затем вытягивается согласно инструкции гуру. Это известно как дхоути. Шлока 25. Нет сомнений, что кашель, астма, болезни селезёнки, проказа и двадцать видов других заболеваний, вызванных избытком слизи, устраняются посредством дхоути кармы. Шлока 26. Сидя в уткатасане по пупок в воде, введи трубку в анус и сожми его. Это очищение водой называется басти кармой. Шлока 27. Увеличение желез и селезёнки и все болезни, возникающие от избытка ветра, желчи и слизи, удаляются из тела посредством практики басти. Шлока 28. В результате практикования джала басти улучшается аппетит, разогревается тело, разрушаются избыточные доши и очищаются дхату, чувства и ум. Шлока 29. Продень мягкую нить через нос на длину около десяти сантиметров так, чтобы она вышла через рот. Сиддхи называют это нети. Шлока 30. Нети прочищает череп и дарует ясновидение. Она также разрушает все болезни, которые проявляют себя выше горла. Шлока 31. Пристальное вглядывание немигающим взглядом в маленькую точку до появления слёз известно у ачарий (учителей) как тратака. Шлока 32. Тратака искореняет все глазные болезни, утомление и лень; она закрывает пути для появления этих проблем. Она должна держаться в секрете подобно золотой шкатулке. Шлока 33. Наклонись вперёд, выпусти живот и быстро вращай (мышцы) справа налево. Сиддхи называют это наули. Шлока 34. Наули является главной практикой очищения в хатха-йоге. Она воспламеняет пищеварительный огонь, устраняя нарушения пищеварения, вялое пищеварение и все беспорядки в дошах, а также рождает счастье. Шлока 35. Быстро выполняйте вдохи и выдохи подобно (кузнечным) мехам. Это называется капалабхати, и это разрушает все расстройства, вызванные слизью. Шлока 36. Шестью кармами (шаткармой) человек освобождается от избытка дош. Затем практикуется пранаяма, и успех достигается без труда. Шлока 37. Некоторые учителя утверждают, что только пранаяма удаляет нечистоты, поэтому они ценят пранаяму, а не другие техники. Шлока 38. Извержение содержимого желудка путём перемещения апаны в горло называется гаджа карани – так зовут это те, кто достиг знания в хатха-йоге. Таким образом, приучившись к этой технике, ты приобретаешь контроль над Нади и чакрами. Шлока 39. Даже Брахма и другие Боги посвящают себя практике пранаямы, поскольку она устраняет страх смерти. Таким образом, она (пранаяма) должна практиковаться. Шлока 40. Пока дыхание ограниченно в теле, ум свободен от мыслей, а пристальный взгляд центрирован между бровями, откуда взяться страху смерти? Шлока 41. При систематическом обуздании праны (дыхания) Нади и чакры прочищаются. Так прана вскрывает проход к сушумне и легко входит в неё. Шлока 42. Дыхание (прана), движущееся по среднему каналу, вызывает успокоение ума. Эта успокоенность ума сама по себе называется состоянием манонмани – свободой от мыслей. Шлока 43. Посредством практики различных кумбхак достигаются удивительные качества. Тот, кто является знатоком, практикует различные кумбхаки, чтобы добиться в них совершенства. Шлока 44. Существует восемь кумбхак: сурьябхеда, удджайи, ситкари, шитали, бхастрика, бхрамари, мурчха и плавини. Шлока 45. В конце выдоха выполняется джаландхара бандха. В конце кумбхаки и в начале выдоха выполняется уддияна бандха. Шлока 46. За счёт сжатия промежности, сжатия горла и подтягивания вверх живота прана втекает в брахма нади. Шлока 47. Поднимая апану вверх и ведя прану вниз от горла, йог освобождается от старения и выглядит как семнадцатилетний. Шлока 48. Удобно усевшись, йог должен зафиксироваться в этой позе и медленно вдыхать воздух через правую ноздрю. Шлока 49. Затем должна выполняться задержка дыхания, пока воздух не просочится к корням волос и кончикам ногтей. Затем следует медленный выдох через левую ноздрю. Шлока 50. Сурья бхеда превосходна для очищения черепа и для устранения дисбаланса в доше ветра; она уничтожает также глистов. Она должна выполняться снова и снова. Шлока 51. Закрыв рот, вдохни с контролем и концентрацией через иду и пингалу, так чтобы дыхание чувствовалось от горла до сердца и производило громкий звук. Шлока 52. Выполни кумбхаку, как описано выше, и выдохни через иду. Это удаляет слизь из горла и стимулирует (пищеварительный) огонь. Шлока 53. Эта пранаяма, называемая уджайи, может выполняться стоя, сидя, при ходьбе, в движении. Она лечит водянку и устраняет беспорядок в нади и дхату. Шлока 54. Втягивая воздух через рот, издавайте закрытым ртом свистящий звук; выдыхай через нос. Практикуя это, человек становится вторым Камадевой (бог Любви). Шлока 55. Им восхищается круг йогинь, он становится управляющим творения и растворения, он не испытывает голода, жажды и лени и не нуждается во сне. Шлока 56. И саттва в теле становится свободной от всяческих воздействий на неё. Воистину, вышеупомянутый метод делает человека господином йогов на земле. Шлока 57. Мудрый вдыхает воздух через язык и практикует кумбхаку, как (описано)ранее, а затем выдыхает воздух через ноздри. Шлока 58. Эта кумбхака, называемая шитали, исцеляете увеличенные живот или селезёнку и другие связанные с ними болезни, устраняет жар, избыток желчи, голод и жажду, а также противодействует ядам. Шлока 59. Помещение обеих ступеней на верхние участки бёдер есть падмасана, которая уничтожает все грехи (плохую карму). Шлока 60. Сидя правильно в падмасане и удерживая шею и живот на одной линии, выдыхай прану через нос. Шлока 61. И снова воздух следует быстро вдохнуть в лотос сердца. Соответственно наполнение должно ощущаться от сердца и горла вплоть до черепа. Шлока 62. Таким образом, выполняются поочерёдно вдох и выдох; движение при этом напоминает работу кузнечных мехов. Шлока 63. Таким образом дыхание осуществляется с полным осознаванием и со стабильностью тела. Когда тело устанет, вдыхайте через правую ноздрю. Шлока 64. Соответственно, когда живот окажется наполненным воздухом, плотно перекрой ноздри (и дыхание), не используя указательный и средний пальцы (то есть, используя большой и безымянный пальцы, как в насикагра мудре). Шлока 65. Систематически выполняя (пранаяму и) задержку, выдыхай через левую ноздрю. Таким образом, уничтожается дисбаланс ветра, слизи и желчи и увеличивается пищеварительный огонь. Шлока 66. Эта (бхастрика) быстро поднимает кундалини. Она приятна и полезна, она удаляет препятствия, обусловленные накоплением избыточного количества слизи на входе в брахма нади. Шлока 67. Эта кумбхака, назывемая бхастрикой, даёт возможность взломать три грантхи (психических/пранических узла). Поэтому йог обязан практиковать бхастрику. Шлока 68. Быстро вдохни воздух, производя громкий звук, подобный жужжанию трутня, и медленно выдохни, производя более тихий звук жужжащей пчелиной матки. Посредством этой практики практикующий становится господином йогов, а ум его погружается в блаженство. Шлока 69. В конце вдоха постепенно зафиксируйся в джаландхара бандхе, затем медленно выдохни. Эта практика называется ослабевающей или замирающей пранаямой, так как она делает ум неактивным и (таким образом) дарует блаженство. Шлока 70. Когда внутренняя часть живота целиком наполнена воздухом, ты можешь плавать подобно листу лотоса на воде. Шлока 71. Говорят, что имеется три типа пранаямы: выдох (речака), вдох (пурака) и задержка (кумбхака). Кумбхака также имеет два типа: связанная кумбхака (сахита) и несвязанная кумбхака (кевала). Шлока 72. Пока практикуется кевала кумбхака, сахита кумбхака не практикуется. Когда вы освобождены от вдоха/выдоха, тогда дыхание/прана задерживается легко. Шлока 73. Совершенство в изолированной задержке дыхания есть свобода от вдоха и выдоха. Пранаяма, о которой идёт речь, есть воистину кевала кумбхака. Шлока 74. Ничто не является недостижимым в трёх планах существования для того, кто овладел кевала кумбхакой и может выполнять задержку столь долго, сколько пожелает. Шлока 75. Нет сомнения, что достигается также состояние раджа-йоги (через кевала кумбхаку). В результате задержки дыхания пробуждается кундалини, прочищается сушумна и достигается совершенство в хатха-йоге. Шлока 76. Не может быть никакого совершенства, если хатха-йога практикуется без раджа-йоги, а раджа-йога без хатха-йоги. Совершенство, следовательно, достигается через практику обеих. Шлока 77. При остановке праны посредством задержки дыхания ум становится свободным от всяких модификаций. Практикуя (эту йогу), человек достигает стадии раджа-йоги (высшего единения). Шлока 78. Совершенство хатха йога достигается тогда, когда имеются худощавость тела, спокойствие, проявление внутреннего звука, ясные глаза, отсутствие болезней, контроль над бинду (сперма/яйцеклетка), активный пищеварительный огонь и очищение нади. |
||