Статьи |
Расписание |
Ха-хасана |
Словарь |
Хатха йога прадипикаГлава III. Мудра и бандхаШлока 1. Шлока 2. Воистину, когда милостью гуру эта спящая кундалини пробуждается, тогда открываются все лотосы (чакры) и узлы (грантхи). Шлока 3. Когда сушумна действительно становится путём для праны, ум освобождается от связей и предотвращается смерть. Шлока 4. Сушумна, шунья падави, брахмарандха, маха патха, смашан, шамбхави, мадхья марга – это всё одно и то же. Шлока 5. Поэтому Богиня спящая у двери Брахмы, должна постоянно пробуждаться тщательным выполнением мудр, совершаемым с должным усилием. Шлока 6. Маха мудра, маха бандха, маха ведха, кхечари, уддияна, мула бандха и джаландхара бандха. Шлока 7. Випарита карани мудра, ваджроли и шакти чалана, - поистине, это десять мудр, которые разрушают старость и смерть. Шлока 8. Адинатх сказал, что они даруют восемь божественных сил. Они очень ценятся всеми хиддхами и трудны для дочтижения даже для богов. Шлока 9. Они должны оставаться в секрете подобно драгоценным камням, и о них нельзя говорить с кем-либо, как не говорят с другими об интимных отношениях со своей женой. Шлока 10. Вдави левую пятку в промежность (или влагалище), выпрями правую ногу и руками крепко ухватись за вытянутую ступню. Шлока 11. Запри горло и задержи дыхание; прана выпрямляется и поднимается вверх подобно змее, которую бьют палкой. Шлока 12. Так мгновенно выпрямлянтся кундалини шакти. Тогда две другие (ида и пингала) становятся безжизненными, поскольку шакти входит в сушумну. Шлока 13. Затем выдохни медленно и постепенно, не быстро. Воистину, великие сиддхи называют это маха мудрой. Шлока 14. Маха мудра удаляет худшие неприятности (пять клеш) и пртчину смерти. Поэтому людьми высочайшего знания она называется «великой позой». Шлока 15. После выполнения практики на левой стороне практикуй на правой стороне. Когда число циклов станет равным, прервись и расслабь мудру. Шлока 16. Для того, кто практикует маха мудру, нет ничего полезного или вредного. Можно потреблять всё, даже самые смертельные яды усваиваются как нектар. Шлока 17. Практика маха мудры исцеляет болезни желудка, запоры, несварение, проказу и т.д. Шлока 18. Итак, описана маха мудра, как дающая великие сиддхи. Она должна держаться в секрете и не раскрываться никому. Шлока 19. Прижми пятку левой ноги к промежности/влагалищу и возложи правую ступню на левое бедро. Шлока 20. Вдыхая, приведи подбородок к груди (джаландхара бандха), сожми область промежности или шейки матки (мула бандха) и сконцентрируйся на межбровный центр (шамбхави мудра). Шлока 21. Задержав дыхание надолго, но без потери комфортности, медленно выдохни. Завершив практику на левой стороне, практикуй снова на правой стороне. Шлока 22. Некоторые считают, что горловой замок (джаландхара бандха) не является необходимым и что достаточно прижать язык к передним зубам. Шлока 23. Это прекращает движение энергии вверх в Нади. Воистину, эта маха бандха дарует великие сиддхи. Шлока 24. Маха бандха освобождает человека от уз смерти, объединяет три Нади в аджне чакре и даёт возможность уму достигнуть священного местоположения Шивы, Кедары. Шлока 25. Как самая прекрасная женщина не имеет ценности без мужа, так маха мудра и маха бандха не имеют ценности без маха ведха мудры. Шлока 26. В позиции маха бандхи йог должен вдохнуть, сделать ум спокойным и прекратить движение праны посредством горлового замка. Шлока 27. Поместив ладони на землю, он должен медленно и мягко постукивать ягодицами по земле. Тогда прана покидает две Нади (иду и пингалу) и входит в средний канал (сушумну). Шлока 28. Ида, пингала и сушумна объединяются и воистину достигается бессмертие. Возникает состояние, подобное смерти. Затем следует сделать выдох. Шлока 29. Это есть маха ведха, а её практика дарует великие совершенства. Она противодействует появлению морщин, седых волос и дрожанию рук в старости, поэтому лучшие из практикующих посвящают себя ей. Шлока 30. Это три великие тайны, которые разрушают старение и смерть, увеличивают пищеварительный огонь и даруют сиддхи анимы и т. Д. Шлока 31. Они должны выполняться ежедневно в течение каждой ямы (трёхчасового периода). Они привносят добродетели и разрушают пороки. Тот, кто имеет совершенные инструкции, должен практиковать их постепенно. Шлока 32. Кхечари мудра заключается в повороте языка назад в полость черепа и повороте глаз внутрь по направлению к межбровному центру. Шлока 33. Язык следует тренировать и доить, а его нижняя часть должна быть несколько подрезана. Воистину, кхечари достигает совершенства, когда язык касается межбровного центра. Шлока 34. Чистым тонким лезвием осторожно перерезай мембрану под языком. Подрезай каждый раз на ширину тонкого волоса. Шлока 35. Втирай смесь порошкообразной каменной соли и тумерика. После семи дней снова надрежь на ширину волоса. Шлока 36. Следует выполнять это регулярно в течение шести месяцев, тогда мембрана у основания языка будет полностью перерезана. Шлока 37. При отгибании языка назад контролируются три канала: ида, пингала и сушумна. Это кхечари мудра, и она зовется центром небес. Шлока 38. Йог, который пребывает с языком, поднятым вверх, хотя бы полсекунды, освобождается от токсинов, болезней, смерти, старости и т.д. Шлока 39. Того, кто выполняет эту кхечари мудру, никогда не беспокоят болезни, смерть, усталость, сонливость, голод, жажда или бессознательность. Шлока 40. Тот, кто знает кхечари мудру, неподвержен болезням, неподвержен законам причины и следствия (кармы) и свободен от уз времени (смерти). Шлока 41. Ум движется в Брахмана (кхе), потому что язык движется в пространство (кхе). Поэтому совершенные называют эту мудру кхечари — движущийся в пространство или в Брахмана. Шлока 42. Когда посредством выполнения кхечари мудры закрывается полость у верхнего неба, бинду, или семя, не может быть потеряно, даже если ты лежишь в объятиях прекрасной женщины. Шлока 43. Даже если есть движение семени и оно входит в половые органы, это движение прекращается и семя возвращается вверх за счет сжатия промежности. Шлока 44. С языком, направленным вверх, знаток йоги пьет жидкость луны. Через пятнадцать дней смерть побеждена. Шлока 45. Тело йога навсегда заполнено нектаром луны. Даже если он будет укушен королем змей (Такшакой), он не будет отравлен. Шлока 46. Как горючее поддерживает огонь и масло—лампу, так и проживающий в теле не покидает его, пока тело наполнено лунным нектаром. Шлока47. Постоянно сглатывая слюну, он может пить амараваруни. Я отношу его к высокой (унаследованной) родословной. Другие разрушают свое наследство. Шлока 48. Слово «го» означает язык (а также корову). Когда он входит в верхнее небо, это «поедание мяса коровы». Она (кхечари)разрушает великие грехи. Шлока 49. Когда язык входит в полость, выделяется тепло и в человеке течет нектар. Шлока 50. Когда язык постоянно прижимается к полости, лунный нектар (течет и) имеет солоноватый, кислый и острый вкус. По плотности он подобен молоку, топленому маслу, меду. Человек не подвержен смертельным болезням, старению и воздействию оружия. Это способствует бессмертию и восьми сиддхам, или совершенствам. Шлока 51. Когда язык помещен в верхнюю полость горла, жидкость капает в шестнадцати лепестковый лотос (в вишуддхи чакру); парамшакти (кундалини) высвобождается, и человек становится концентрированным на этом (переживании, которое возникает). Йог, который пьет чистый поток нектара, освобождается от болезней, живет долго, сохраняет тело прекрасным и гибким, как стебель лотоса. Шлока 52. Нектар выделяется из вершины Меру (сушумны), из фонтанирующего верхнего конца нади. Тот, кто имеет чистый ум, может познать Истину внутри себя. Нектар, который является сутью тела, вытекает из луны, и отсюда смерть. Поэтому следует практиковать кхечари мудру, в противном случае совершенство тела не может быть достигнуто. Шлока 53. Пять нади собираются в этой полости, и это является источником знания. Кхечари должна быть обоснована в этой неиспорченной (невежеством) пустоте. Шлока 54. Есть только одно семя творения и одна мудра — кхечари, один Бог, не зависящий ни от чего, и одно состояние — манонмани. Шлока 55. Уддияна бандха так зовется йогами, потому что через ее практику прана (концентрируется в одной точке и) поднимается по сушумне Шлока 56. Описываемая бандха называется поднимающей или летящей бандхой, поскольку с помощью этой практики великая птица (шакти) с легкостью поднимается вверх. Шлока 57. Втягивание живота внутрь и поднятие пупка называется уддияна бандхой. Это лев, который побеждает слона, смерть. Шлока 58. Уддияна является легкой, если практикуется так, как говорит гуру. Даже старик может стать молодым, если выполняет ее регулярно. Шлока 59. Области, расположенные выше и ниже пупка, должны втягиваться назад с усилием. Нет сомнения, что после шести месяцев практики смерть будет побеждена. Шлока 60. Из всех бандх уддияна является наилучшей. Когда овладеешь ею в совершенстве, самопроизвольно возникает мукти, или освобождение. Шлока 61 Прижатие промежности или влагалища пяткой и сжатие прямой кишки, так что апана вайю движется вверх, — это мула бандха. Шлока 62. При сжатии промежности движущаяся вниз апана вайю принуждается идти вверх. Йоги называют это мула бандхой. Шлока 63. Плотно прижми пятку напротив прямой кишки и неоднократно сильно нажимай, чтобы поднималась жизненная энергия. Шлока 64. Нет сомнения, что в результате практики мула бандхи объединяются прана и апана, а также нада и бинду, в результате чего достигается общее совершенство. Шлока 65. При постоянной практике мула бандхи прана и апана объединяются, мочеиспускание и стул уменьшаются, и даже старик становится молодым. Шлока 66. Апана движется вверх в область огня (манипура чакра, пупочный центр), затем пламя огня растет, раздуваемое апана вайю. Шлока 67. Затем, когда апана и огонь встречаются с праной, которая сама по себе горячая, тепло в теле еще более усиливается. Шлока 68. Тогда кундалини, почувствовав жар, пробуждается ото сна, подобно змее, ударенной палкой, шипя и выпрямляясь. Шлока 69. Как змея вползает в свою нору, так и кундалини входит в брахма нади. Поэтому йог всегда должен выполнять мула бандху. Шлока 70. Сжатие горла, достигаемое за счет приближения подбородка к груди, есть бандха, называемая джаландхарой. Она уничтожает старость и смерть. Шлока 71. Это джаландхара бандха, которая задерживает в горле поток нектара. Она разрушает все болезни горла. Шлока 72. При выполнении джаландхары путем сжатия горла нектар не падает в пищеварительный огонь и прана не возбуждается. Шлока 73. При сильном сжатии горла две нади, ида и пингала, парализуются, а шестнадцать адхар средней чакры запираются. Шлока 74. При сжатии промежности, выполнении уддияны и запирании иды и пингалы посредством выполнения джаландхары становится активной сушумна. Шлока 75. Таким образом, прана и дыхание успокаиваются. Так побеждаются смерть, старение и болезни. Шлока 76. Великие йоги практиковали эти три наилучшие бандхи. Из всех садхан хатха-йоги и тантры йоги знают эту практику (маха бандха). Шлока 77. Тот нектар, который истекает из луны, имеет качество, которое дарует просветление, но он полностью поглощается солнцем, что влечет за собой старение. Шлока 78 Есть прекрасное средство, при помощи которого, предотвращается падение нектара в отверстие солнца. Это достигается под руководством гуру, а не при помощи сотен шастр (научных трактатов). Шлока 79. Если область пупка находится сверху, а нёбо — снизу, то солнце сверху, а луна снизу. Это называется випарит карани, переворачивающий процесс. Это является полезным, когда получено от гуру. Шлока 80. При постоянной и регулярной практике пищеварительный огонь увеличивается, поэтому практикующий должен всегда иметь достаточное количество пищи. Шлока 81. При постоянной и регулярной практике пищеварительный огонь увеличивается, поэтому практикующий должен всегда иметь достаточное количество пищи. Шлока 82. Практика должна выполняться ежедневно с постепенным наращиванием ее длительности. Через шесть месяцев практики седые волосы и морщины становятся незаметными. Тот, кто выполняет ее в течение ямы (трех часов), побеждает смерть. Шлока 83. Даже тот, кто живет свободной жизнью без выполнения формальных правил йоги, но хорошо практикует ваджроли, обретает сиддхи (совершенства). Шлока 84. Есть две вещи, которые трудно получить: первая — молоко, вторая — женщина, которая может действовать согласно твоему желанию. Шлока 85. Практикуя во время испускания в половом акте постепенное перемещение сжатия вверх, каждый мужчина и каждая женщина достигает совершенства в ваджроли. Шлока 86. При медленном вдувании воздуха в предписанную трубку, вставленную в отверстие мочеиспускательного канала пениса, постепенно воздух и прана перемещаются в ваджра канду. Шлока 87. Практика должна заставить бинду (семя), готовое упасть во влагалище женщины, подниматься вверх. Л если оно упало, то и семя, и жидкость женщины должны быть сохранены путем втягивания их вверх. Шлока 88. Таким образом, сохраняя бинду(семя), знаток йоги побеждает смерть. Выпуск бинду означает смерть; сохранение семени есть жизнь. Шлока 89. Пока бинду/семя надежно находится в теле, где страх смерти? Сохраняя бинду/семя, тело йога приятно пахнет. Шлока 90. Сперма мужчины может контролироваться умом; контроль семени дает жизнь. Следовательно, его сперма и ум должны контролироваться и сохраняться. Шлока 91. Знаток йоги, совершенный в практике, сохраняет свое бинду и женский раджас, втягивая их вверх через орган воспроизведения. Шлока 92. Сахаджоли и амароли являются отдельными техниками ваджроли. Пепел от сожженного коровьего навоза должен быть смешан с водой. Шлока 93. После выполнения ваджроли во время полового акта (находясь в удобной позе) мужчина и женщина во время отдыха должны втереть пепел в определенные места своих тел. Шлока 94. Это называется сахаджоли мудрой, и йоги всецело верят в нее. Она является весьма полезной и приводит к просветлению через комбинацию йоги и бхоги (чувственных переживаний). Шлока 95. Воистину, тот йог является совершенным в добродетелях и является человеком правильного поведения, который увидел истину, а не тот, кто эгоистичен. Шлока 96. Как учат в школе Капалика, выполнение амароли заключается в выпивании свежей средней части порции мочи. Первая часть мочи отбрасывается, так как она содержит желчь, последняя часть отбрасывается, так как она не содержит никаких ценных качеств. Шлока 97. Говорят, что практикующим амароли является тот, кто ежедневно выпивает амари, впускает ее через нос и практикует ваджроли. Шлока 98. Практикующий должен смешивать семя с пеплом сожженного коровьего навоза и натирать верхние части тела; это дарует дивья дришти (ясновидение, или божественное зрение). Шлока 99. Если женщина практикует ваджроли и сохраняет свои раджас и бинду мужчины за счет правильного сокращения мышц, то она йогиня. Шлока 100. Несомненно, что ни капли раджаса не будет потеряно при выполнении ваджроли; нада и бинду в теле становятся единым целым. Шлока 101. Бинду и этот раджас объединяются в теле благодаря практике ваджроли, даруя все совершенства, или сиддхи. Шлока 102. Та воистину богиня, кто сохраняет свой раджас, сжимая и поднимая его. Она знает прошлое, настоящее и будущее и постоянно пребывает в кхечари (то есть ее сознание перемещается в высшие царства). Шлока 103. Йога, включающая практику ваджроли, приносит совершенство тела. Эта благоприятная йога наряду с чувственным удовлетворением (бхогой) даже несет освобождение. Шлока 104. Кутиланга, кундалини, бхуджанги, шакти, ишвари, кундали, арундхати — это все одно и то же. Шлока 105. Как дверь открывается ключом, так йог открывает дверь к освобождению при помощи кундалини. Шлока 106. Спящая Парамешвари покоится, закрыв своим ртом ту дверь, через которую лежит путь к узлу брахмастханы, месту, за пределами страдания. Шлока 107. Кундалини шакти спит над кандой. Эта шакти является средством освобождения йога и рабством для невежественного. Тот, кто знает ее, знает йогу. Шлока 108. Говорят, что кундалини свернулась, как змея. Тот, кто заставит эту шакти течь, несомненно достигнет освобождения. Шлока 109. Между Гангой и Ямуной находится молодая вдовствующая Баларандам, практикующая аскетизм. Ее следует взять силой, тогда ты сможешь достичь высшего состояния Вишну. Шлока 110. Ида — это священная Ганга, пингала — это река Ямуна. Между идой и пингалой, в середине, находится эта молодая вдова, кундалини. Шлока 111. Когда хватают за хвост змею кундалини, она очень возбуждается. Отбросив сон, эта шакти высвобождается и поднимается. Шлока 112. При вдыхании через правую ноздрю (пингала) змею (шакти) следует ухватить с помощью кумбхаки и вращать постоянно в течение полутора часов, утром и вечером. Шлока 113. Канда, расположенная над анусом, имеет в высоту длину ладони и в ширину четыре пальца; она мягкая и белая, как будто обернута в кусок материи. Шлока 114. Канда, расположенная над анусом, имеет в высоту длину ладони и в ширину четыре пальца; она мягкая и белая, как будто обернута в кусок материи. Шлока 115. В позе ваджрасаны йог должен двигать кундалини. При выполнении бхастрика пранаямы кундалини скоро пробуждается. Шлока 116. Сжиманием солнца в манипуре кундалини должна быть сдвинута. Даже если практикующий будет на пороге смерти, откуда взяться страху смерти ? Шлока 117. Когда бесстрашно двигаешь кундалини в течение полутора часов, она втягивается в сушумну и немного поднимается. Шлока 118. Таким образом для кундалини легко выходить из отверстия сушумны. Так прана самотеком проходит через сушумну. Шлока 119. Таким образом, спящую кундалини нужно регулярно подталкивать. Регулярно двигая ее, йог освобождается от болезней. Шлока 120. Йог, который регулярно двигает шакти, наслаждается совершенством, или сиддхи. Он легко побеждает время и смерть. Что еще можно сказать ? Шлока 121. Тот, кто наслаждается брахмачарьей, всегда имеет умеренную диету и практикует пробуждение кундалини, достигает совершенства за сорок дней. Шлока 122. Для активации кундалини особенно должна практиковаться бхастрика пранаяма с кумбхакой. Откуда появится страх смерти у сдержанного практикующего, занимающегося ежедневно и регулярно? Шлока 123. Какие могут быть еще методы очищения 72000 нади от грязи, кроме практики пробуждения кундалини ? Шлока 124. Эта средняя нади, сушумна, легко устанавливается (выпрямляется) за счет упорной йогической практики асаны, пранаямы, мудры и концентрации. Шлока 125. Для тех, чей дух бодр и ум фиксирован (дисциплинирован) в самадхи, рудрани, или шамбхави мудра, является величайшей мудрой, дарующей совершенство. Шлока 126. Земля без раджа-йоги, ночь без раджа-йоги, даже различные мудры без раджа-йоги становятся бесполезными, то есть теряет свою красоту. Шлока 127. Все техники пранаямы должны выполняться с концентрацией ума. Мудрый человек не должен позволять своему уму вовлекаться в изменения (вритти). Шлока 128. Так были описаны Адинатхом (Шивой) десять мудр. Каждая из них дарует совершенство дисциплинированному практикующему. Шлока 129. Тот, кто обучает мудрам в традиции гуру/ученик, является истинным гуру и формой Ишвары. Шлока 130. Точно следуя его (гуру) словам и практикуя мудры, ты достигаешь качеств анимы и др. и преодолеваешь смерть и время. |
||